ДОКЛАД Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области по итогам 2023 года
ДОКЛАД
Состояние и развитие
конкурентной среды на рынках товаров
и услуг муниципального образования «Сенгилеевский район»
Ульяновской области
по итогам 2023 года
ПОДГОТОВЛЕН
Управлением экономического и
стратегического развития
Администрации
МО «Сенгилеевский район»
2023
Управление стратегического и экономического развития Администрации МО «Сенгилеевский район» представляет Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг в муниципальном образовании «Сенгилеевский район» Ульяновской области за 2023 год (далее - Доклад).
В докладе приведены основные итоги работы по внедрению Стандарта развития конкуренции на территории МО «Сенгилеевский район», рассматриваются возникающие проблемы, планируемые действия на 2024 год.
Итоговый доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг муниципального образования «Сенгилеевский район» по итогам 2023 года» размещен на официальном сайте Администрации МО «Сенгилеевский район».
1.Состояние конкурентной среды на территории муниципального образования «Сенгилеевский район»
1.1. Распределение организаций и индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности (на 01 января 2022 года)
Организации (единиц) Индивидуальные предприниматели (человек)
годы 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
По всем видам экономической деятельности
284 255 245 239 223 221
223
202
193 201 491 493 468 482 492 511
515
391 407 421
В том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 30 32 31 33 27 27 27 20 19 19 42 39 38 33 32 36 36 24 24 22
добыча полезных ископаемых 7 8 7 9 8 8 8 5 5 5 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
обрабатывающие производство 29 26 25 22 20 19 19 18 19 22 27 30 25 21 20 20 21 18 22 29
производство электроэнергии, газа и воды 7 7 7 6 4 4 4 3 3 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
строительство 11 9 10 9 8 10 10 6 7 7 7 7 13 22 24 19 20 22 24 27
торговля и ремонт 24 21 21 22 21 23 23 23 20 22 295 291 280 265 249 242 242 187 182 193
гостиницы и рестораны 2 0 0 0 0 0 0 1 1 1 11 11 13 8 13 15 14 9 10 8
транспорт и связь 12 11 9 5 5 7 6 8 8 9 60 68 53 63 76 103 93 75 80 83
деятельность в области информации и связи 0 0 0 0 0 0 2 2 2 2 0 0 0 0 0 0 12 8 7 6
операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги 41 45 41 36 31 14 14 14 10 10 22 22 21 25 25 26 3 3 6 5
государственное управление, войска и соцобеспечение 41 28 28 30 27 27 27 27 28 29 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
образование 40 28 28 28 28 28 28 26 23 22 1 1 1 2 2 3 3 1 2 2
здравоохранение и социальные услуги 8 7 6 6 6 6 6 5 5 5 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1
коммунальные, социальные и персональные услуги 28 30 29 33 37 37 27 21 22 23 18 17 16 29 47 43 34 24 26
25
прочие виды деятельности 4 3 3 1 1 11 22 22 21 23 7 5 9 12 2 2 35 18 22 18
Деятельность домашних хозяйств как работодателей 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0
1.2. Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на 01 января, в процентах)
годы 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100
Государственная 8,55 9,41 9,39 9,21 8,52 7,7 7,6 7,9 8,8 8,45
Муниципальная 29,93 23,14 23,27 24,27 26,46 26,2 26,0 27,7 28 26,36
Частная 53,95 58,04 57,55 56,90 53,36 53,9 53,4 50 50,3 50,74
Смешанная российская 2,3 1,96 2,04 1,67 1,79 1,8 1,8 1,5 1,6 1,49
Прочая 5,27 7,45 7,75 7,95 9,87 10,4 11,2 12,9 11,3 12,96
1. Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами.
В Сенгилеевском районе доля частного сектора на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами составляет 100 %.
По состоянию на 1 января 2024 года в реестре поставщиков, занимающихся фармацевтической деятельностью на территории района, числится 7 организаций частной формы собственности: ООО «Фарм+»; ООО «Медуница»; ИП Мосина Юлия Владимировна; ООО «Вита»; ООО «Ульяновск ФармСтандарт» ( п.Силикатный); ИП Атаян Роза Цогомоновна (п.Силикатный), ООО «Апрель».
Проблемы: низкая доступность лекарственной помощи в сельской местности, обусловленная невысокой численностью в населенных пунктах и их низкая платежеспособность, особенно в отдаленных и труднодоступных, являющихся экономически непривлекательными для участников рынка.
В настоящее время для решения вопроса организации лекарственной помощи жителям, проживающим в отдаленной местности, ведется работа по организации доставки и реализации лекарственных препаратов в фельдшерских акушерских пунктах, расположенных в сельской местности.
2. Рынок добычи общераспостраненных полезных ископаемых на участках недр местного значения
На территории Сенгилеевского района находятся три глиняных месторождения с общим запасом сырья 91 447 тыс. тонн, пригодных для промышленных разработок;
опока: общий запас двух месторождений составляет 1660 тыс. тонн;
запасы мергеля в объёме 2312 тыс. м³ находятся в «Сенгилеевском» месторождении;
строительные камни, песчаники находятся в четырёх месторождениях с общим запасом 4868 тыс. м³
запасы песка для строительных работ и производства силикатных изделий составляют 51234 тыс. м³;
карбонатные породы (мел на известь) залегают в двух месторождениях:
«Шиловское» - 3382 тыс. м³ и «Сенгилеевское» - 1202 тыс. м³.
Кремнистое сырьё в объёме 3886 тыс. м³ находится в «Сенгилеевском» месторождении.
Запасы кирпично-черепичного сырья составляют 5289 тыс. м³:
Стекольное сырьё (песок) – 33389 тыс. м³ и формовочные пески – 135297 тыс. м³ находятся в «Лукьяновском» месторождении.
Зарегистрировано 11 лицензий на право пользования недрами.
В структуре промышленности района на долю объема отгрузки в отрасли «добыча полезных ископаемых» приходится 20,5%.
3. Рынок реализации сельскохозяйственной продукции.
На 01.01.2024 г. на территории МО «Сенгилеевский район» работает 6 сельскохозяйственных предприятий, 16 крестьянско-фермерских хозяйств находятся 8576 личных подсобных хозяйств. Доля частного сектора в общем объёме капитального строительства составляет 100 %. МО «Сенгилеевский район» создано 3 сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооператива: СССПК «Тушнинский продукт» и СПССК «Сенгилеевские овощи», ССПК «Южный куст».
В сельскохозяйственных предприятиях, КФХ и кооперативах Сенгилеевского района работает 260 человек, среднемесячная заработная плата составила 30184 руб.- 117 % к соответствующему периоду прошлого года.
4. Рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства
На 2023 год доля частного сектора в общем объёме капитального строительства составляет 100 %.
Одним из условий устойчивого экономического развития отрасли является активизация инвестиционной деятельности. Основной отраслью инвестирования является добыча полезных ископаемых, их обогащение, а также отрасль производства строительных материалов. Развитие данных отраслей обеспечивается частными инвестициями.
Объём инвестиций по МО «Сенгилеевский район» за 9 месяцев 2023г выполнен в сумме 256,446 млн.руб. что в 3 раза больше показателей 9 мес. 2022г (82,852 млн. руб.).
Объём инвестиций в основной капитал на душу населения по итогам 9 мес. 2023г составил 13,279 тыс. руб.
5. Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имуществасобственников помещений в многоквартирном доме
Доля хозяйствующих субъектов частной формы собственности на рынке
(в общей площади помещений многоквартирных домов) составляет 100%. По состоянию на 01.01.2024 года в Сенгилеевском районе работает три управляющие компании: ООО «Сервис» - 34 МКД (23 - договор управления, 11 - договор оказания услуг), ООО УК «Гарант-Сервис»- 18 МКД (договор управления), ООО «Евромонтажстрой»- 18 МКД (9 - договор управления, 9 - договор оказания услуг).
6. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
на территории Ульяновской области
По состоянию на 01 января 2024 года на территории Сенгилеевского района пассажирские перевозки автомобильным транспортом по муниципальным и пригородным маршрутам осуществляет 1 перевозчик, АО «Сенгилеевское АТП».
На пассажирских перевозках автомобильным транспортом по муниципальным и пригородным маршрутам задействовано 25 единиц подвижного состава, из них по общей вместимости:
5 % составляют автобусы вместимостью до 52 мест (1 единица);
86% - автобусы вместимостью до 41 мест (18 единиц);
9% - автобусы вместимостью до 21 места (2 единицы).
На территории района организовано 16 регулярных автобусных маршрутов, из них:
9 муниципальных маршрутов;
6 маршрутов пригородного сообщения;
1 городской маршрут.
Анализ транспортной доступности населения Сенгилеевского района по итогам 2023 года показал, что процент охвата транспортным обслуживанием населения в среднем по району составляет 99%.
Доля негосударственных перевозчиков на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси составляет 100 %.
В соответствии с реестром Главной государственной инспекцией регионального надзора разрешений на осуществление деятельности по предоставлению услуг такси в районе осуществляют свою деятельность 2 перевозчика (юридических лица): ООО «Извозчик» 10 наемных работников, ООО «Адель» - 17 наемных работников.
Организации государственной и муниципальной формы собственности на данном рынке отсутствуют.
6. Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева
Доля частного сектора в сфере производства по обработке древесины и производства изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производства изделий из соломки и материалов для плетения в 2023 году составила 100 %.На рынке трудятся 5 индивидуальных предпринимателя и 2 юридических лица, общее количество наемных работников - 30 человек.
7. Рынок услуг связи, в том числе по предоставлению широкополосного доступах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
В сельских населенных пунктах наблюдается недостаточный уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и конкурентной среды. Проблемным вопросом является отсутствие возможности у граждан и организаций получать услуги широкополосного доступа в сеть Интернет независимо от местонахождения на территории Сенгилеевского района.
Указанная проблема влияет на удовлетворенность потребителей территориальной доступностью, ценой и качеством телекоммуникационных услуг, сдерживает предпринимательскую активность.
8. Рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств
В 2023 году доля хозяйствующих субъектов частной формы собственности в общем количестве хозяйствующих субъектов всех форм собственности на рынке ремонту автотранспортных средств составила 100 %.
9. Рынок ритуальных услуг
Рынок ритуальных услуг является одной из наиболее социально значимых отраслей и затрагивает интересы всего населения
В 2023 году доля хозяйствующих субъектов частной формы собственности в общем количестве хозяйствующих субъектов всех форм собственности на рынке ритуальных услуг составила 100 %. Четыре индивидуальных предпринимателя оказывают ритуальные услуги на территории района. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории МО «Сенгилеевский район» с 01.02.2023 г – 7793,48 рублей.
10. Системные меропиятия по развитию конкуренции.
10.1. Развитие конкуренции при осуществлении процедур государственных и муниципальных закупок.
В целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 05.05.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
- создан уполномоченный орган по размещению муниципальных заказов (Управление экономического и стратегического развития Администрации МО «Сенгилеевский район»);
- создана Единая комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для муниципальных нужд муниципального образования «Сенгилеевский район»;
-ежегодно подписываются Соглашения с поселениями о передачи части полномочий по вопросу определения поставщиков в сфере закупок;
- распоряжением Главы Администрации МО «Сенгилеевский район» назначены контрактные управляющие;
- принят ряд нормативных актов по нормированию и планированию в сфере муниципальных закупок;
- В целях сокращения нарушений законодательства в сфере закупок заказчики, конкурсные управляющие, члены единой комиссии и уполномоченный орган в 2023 году приняли меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Среднее количество участников закупок на торгах составило 3,08, за аналогичный период – 2,11. Должно быть не менее 3 участников на одну закупку.
В 2023 году было размещено 24 конкурентных закупок на общую сумму 83268,30 тыс.руб. По результатам проведенных конкурентных закупок были заключены контракты на общую сумму 76980,25 тыс. руб. Экономия за 2023 год составила 5468,11 тыс.руб.
Значительная доля экономии сложилась по результатам проведения конкурентной процедуры на Ремонт щебеночного покрытия автомобильных дорог по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район с.Алешкино, ул.Садовая, ул.Куйбышева в сумме 1672,30 тыс. руб.
Общий объем закупок у единственного поставщика составил 45%, в т.ч.:
13,3 % - п.1,8,29 ч.1 ст.93(коммуналка);
21,2 % - п.4 ч.1 ст.93;
10,5 % - п.5 ч.1 ст.93.
За этот период в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области жалоб не поступало.
Одним из направлений повышения эффективности бюджетных расходов явилось создание при Администрации МО «Сенгилеевский район» комиссии по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Сенгилеевского района.
Основной задачей и целью Комиссии является оценка эффективности планируемого расходования средств бюджета Сенгилеевского района при осуществлении закупок.
На заседаниях комиссии, которые проходят по мере поступления документов, рассматриваются проекты технико-экономических заданий, документы по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), анализируются документы, свидетельствующие о степени эффективности закупки и степени её обоснованности. В итоге принимается решение об эффективности и обоснованности закупки.
10.2 Устранение избыточного государственного и муниципального регулирования, а также снижение административных барьеров.
В рамках реализации Закона Ульяновской области от 05.11.2013 № 201-ЗО «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Ульяновской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и порядке проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности», а также постановления Администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» от 22.04.2015 г № 245-П «Об утверждении положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов муниципального образования «Сенгилеевский район», (в редакции от 22.12.2021г № 710), Постановление Администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» от 08.07.2015г №388-п «О проведении экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования «Сенгилеевский район», в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности» за 2022 год было подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области: «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 25.12.2020 года № 723-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области», а также четыре заключения об экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, согласно утверждённого плана проведения экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. По результатам проведённых экспертиз отмечено, что все нормативные правовые акты не содержат положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов.
В течение 2023 года специалисты Администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области принимали участие в рассмотрении и обсуждении проектов законов и постановлений Правительства Ульяновской области при проведении экспертизы. Всего рассмотрено: проект Закона Ульяновской области «О запрете на территории Ульяновской области розничной продажи несовершеннолетним гражданам товаров, содержащих сжиженный углеводородный газ, и вовлечения указанных граждан в процесс его употребления», проект приказа Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области «О внесении изменений в приказ Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области от 03.12.2021 № 49 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области».
Для подготовки заключения по итогам оценки фактического воздействия приняли участие в публичных обсуждениях постановления Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 №91-п «Об утверждении Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твёрдых коммунальных отходов на территории Ульяновской области».
11. Разработка плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в районе.
Управлением стратегического и экономического развития Администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» был разработан План мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров и услуг в Ульяновской области.
План мероприятий «дорожной карты» включает в себя следующие блоки:
Первый блок – «Мероприятия по содействию развитию конкуренции долстижению ключевых показателей развития конкуренции на товарных рынках МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области.
В данном блоке содержаться мероприятия по развитию конкуренции на рынках, определенных Перечнем товарных рынков для содействия развитию конкуренции в МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области и содержит целевые индикаторы реализации мероприятий и содействия развитию конкуренции.
Следующий блок – это «Системные мероприятия по развитию конкуренции в МО «Сенгилеевский район». Блок включает мероприятия, направленные на:
- Обеспечение регулярного размещения на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о результатах реализации государственной политики по развитию конкуренции, в том числе положений Национального плана, планов мероприятий («дорожных карт») развития конкуренции.
- Определение единого порядка проведения обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов в сфере реализации имущества, в том числе имущественных прав, в электронной форме с использованием официального сайта РФ в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов во взаимодействии с электронными площадками.
- Обеспечение правовой основы для создания реестров хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по организации похорон, оказания услуг по организации похорон по принципу «одного окна» на основе конкуренции с предоставлением лицам, ответственным за захоронения полной информации об указанных хозяйствующих субъектах, содержащейся в таких реестрах, включая стоимость оказываемых ими ритуальных услуг.
- Создание возможностей поиска посредством единого портала государственных и муниципальных услуг сведений о кладбищах, сведений о хозяйствующих субъектах, оказывающие услуги по организации похорон, содержащихся реестрах таких субъектов, размещенных на порталах государственных и муниципальных услуг.
- Определение единых принципов государственного и муниципального имущества, а так же размещение данных о нем в открытом доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет»
- Выявление и регистрация бесхозяйного имущества. Выявление неучтенного, незарегистрированного муниципального имущества.
- Обеспечить приватизацию либо перепрофилирование (изменение целевого назначения имущества) муниципального имущества, не соответствующего требованиям отнесения к категории имущества, предназначенного для реализации функций и полномочий органов местного самоуправления.
- Обеспечение перехода к взаимодействию субъектов градостроительных отношений с государственными органами и органами местного самоуправления в единой цифровой среде управления жизненным циклом объекта капитального строительства на основе единых классификаторов, форматов и регламентов информационного обмена, учитывающих возможность использования технологий информационного моделирования, с определением возможности интеграции с муниципальными информационными системами.
План мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров и услуг в МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области рассмотрен и согласован со структурными подразделениями Администрации МО «Сенгилеевский район», и утвержден распоряжением Главы Администрации МО «Сенгилеевский район» от 15.02.2022 №11-р-а «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области на 2022-2025годы».
Указанным распоряжением утвержден Перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в муниципальном образовании «Сенгилеевский район» Ульяновской области.
Документы размещены на официальном сайте Администрации МО «Сенгилеевский район».
12. Проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг района.
В 2023 году был проведен мониторинг конкурентной среды.
Аналитическая справка о проведении мониторинга о состоянии конкурентной среды в муниципальном образовании «Сенгилеевский район» в 2023 году прилагается.
Приложения.
1. Скан-копия протокола заседания рабочей группы по внедрению Стандарта развития конкуренции на территории муниципального образования «Сенгилеевский район» №1 от 27.04.2023 г. на 2 л. в 1 экз.;
2. Скан-копия протокола заседания рабочей группы по внедрению Стандарта развития конкуренции на территории муниципального образования «Сенгилеевский район» №2 от 27.07.2023 г. на 2 л. в 1 экз.;
3. Скан-копия протокола заседания рабочей группы по внедрению Стандарта развития конкуренции на территории муниципального образования «Сенгилеевский район» №3 от 29.09.2023 г. на 2 л. в 1 экз.;
4. Скан-копия протокола заседания рабочей группы по внедрению Стандарта развития конкуренции на территории муниципального образования «Сенгилеевский район» №4 от 28.12.2023 г. на 2 л. в 1 экз.;
5. Скан-копия распоряжения Главы Администрации МО «Сенгилеевский район» от 15 февраля 2022 г. № 11- р-а «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области на 2022-2025годы» на 10 л. в 1 экз.